Маршруты

Развитие и перспектива троллейбусных линий г. Полтава

Эту тему исследую уже давно, и, собрав достаточное количество материалов и данных, решил кратко изложить  дальнейшие перспективы развития троллейбусных линий в нашем городе. Сразу несколько замечаний общего характера. На разработанной мною схеме я нанёс те линии, которые упоминались в документах КП ПЭАТ (в основном в переписке), в открытой печати и средствах массовой информации, а также некоторые мои личные соображения. Хотя, даже если предлагать полностью свой план развития, то уже затруднительно предложить что-нибудь стоящее – все «стратегические» направления определены давно. Сознательно не наносил только проектируемые улицы (не то что линии!) новых микрорайонов. К таким относятся микрорайон №57 «Лазурный», новый микрорайон на территории бывших артиллерийских складов (хотя изначально именно он должен был быть «Лазурным»), новый микрорайон за военным городком на территории военного аэродрома и частей обеспечения (по генеральному плану развития Полтавы до 2030 года). Также была информация о жилых застройках и новых микрорайонах до села Щербани (между ул. Фрунзе и Кагамлыка), где можно взять за основную улицу Кагамлыка. Саму схему можно только назвать принципиальной, т.е. очень приблизительной, без всякой конкретики. Поэтому по каждой линии скажу лишь пару слов и своё мнение. Но для начала вспомним, какие должны быть условия для возникновения троллейбусного движения в том или ином районе города.

Как известно, главная задача городского пассажирского транспорта (в т.ч. и троллейбуса) – обеспечение трудовых, деловых и культурно-бытовых поездок населения города и его гостей. В нашем городе имеются следующие виды общественного транспорта: маршрутные такси, автобусы и троллейбусы. В зависимости от пассажиропотоков виды ОТ распределяются соответственно им: по улицам с небольшим пассажиропотоком (это в основном частный сектор, окраина города) – вполне хватит маршрутного такси и автобусов малой и средней вместимости, по улицам со средним пасспотоком, которые имеют чёткую пиковую наполняемость (например спальные микрорайоны, промышленные районы и зоны) помимо автобусов средней и большой вместимости уже нужны и троллейбусы, ну и по настоящим «транспортным артериям» города (центральным магистральным улицам) – автобусы и троллейбусы большой и особо большой вместимости.

В нашем городе после постройки и запуска первого троллейбусного  маршрута, который соединил 2 железнодорожных вокзала, все последующие троллейбусные ветки тянулись или к заводу или к жилому микрорайону (при Союзе сначала к заводу/фабрике/предприятию) или к одному и другому одновременно. Например, в 1963 году ветка была продлена до стеклозавода, в 1966-м – до заводов ГРЛ и Химмаш, в 1968-м до Алмазного завода и одноимённого микрорайона, в 1987-м – до промузла и жилого микрорайона Институт связи, в 1994-м – до спального микрорайона Левада. В наше время за правило будет постройка ветки именно к новому жилому микрорайону.
Теперь вернёмся непосредственно к нашей схеме, но начнём не с троллейбусных веток, а с депо №2.

Троллейбусное депо №2. Идея постройки второго депо для троллейбусов возникла ещё в середине 1980-х годов. В 1977-1982 гг была произведена реконструкция и расширение до 86 машино-мест существующего депо. Но уже через 10 лет и его стало «не хватать». Парк насчитывал около 120 машин при выпуске в 90. Постоянный рост парка троллейбусных машин (уже в 1990-м на балансе было 142 троллейбуса) заставляет в том же 1990-м предпринимать первые шаги: было написано обоснованное предложение о постройке депо №2 (зачем оно нужно и где его лучше разместить) в исполком Полтавы. С того момента начинается многострадальная эпопея второго депо, которая длилась до 1996 года и окончилась фактически ничем, только был выделен участок под застройку, но даже  до проектной части дело не дошло. Было два варианта размещения – возле завода ГРЛ и в проектируемом промузле «Южный-2» (теперь это место находится между гипермаркетами «Эпицентр» и «Метро»). Выбор был сделан в пользу второго варианта. Сначала было предложение о чётком закреплении маршрутов за двумя депо. Так, троллейбусы депо №2 ездили бы по маршрутам №№2, 5, 6, 8, 10, а депо №1 - №№1, 3, 4, 7, 9 – специально для максимального уменьшения нулевых рейсов. Затем хотели строить депо только под новейшие спарки ЮМЗ Т1, которых планировалось купить 100 (!) единиц, а в старом депо оставили бы все ЗиУ-9. Сейчас даже об никто не говорит – для оставшегося 81 троллейбуса вполне хватает имеющегося депо.

Линия по ул. Шевченка. Ещё в конце 1960-х был проект троллейбусного маршрута Киевский вокзал – Строительный институт, основная трасса которого пролегла бы по ул. Шевченка. В принципе задумка была неплохая, но необходимо было расширение улицы. На данный момент она просто невыполнима в связи с тем, что в районе Крытого рынка по ул. Шевченка находятся платформы отправления пригородных автобусов с одной стороны, куча припаркованных автомобилей с другой – всё это создаёт большие заторы, особенно по выходным дням. Другое дело – разгрузить ул. Ленина от пл. 1100-летия Полтавы до остановки Краеведческий музей. Для этого троллейбусы маршрутов №2,6,13 поворачивают с ул. Фрунзе на ул. Шевченка, доезжают до памятника коменданту Келину и поворачивают на Первомайский проспект, откуда поворачивают на ул. Ленина. В обратном направлении с ул. Ленина троллейбусы поворачивают на ул. Гагарина, затем на ул. Пушкина и выезжают на ул. Фрунзе. На пути следования по такому маршруту много медицинских, учебных и других общественных и управленческих заведений, парк «Победа» и т.п. Также не нужно никаких глобальных расширений  дорог (везде будут однопутки, соответственно тамошним односторонним движениям). Но опять же – по ул. Пушкина частые заторы, узкая ул. Фрунзе в районе перекрёстка – трудный поворот большого троллейбуса, особенно спарки.

Линия по ул. Артёма, Огнёвской, Героев Сталинграда, Энгельса. Сейчас наиболее актуальна. Быстро растущие микрорайоны Сады-2 и Огнёвка сегодня вмещают около 30 000 жителей плюс «тыльная» сторона м-на Алмазный.  Самая большая проблема – ул. Артёма, которую практически невозможно расширить. Но возможен «эконом» вариант: конечные станции маршрута сделать как у старой «пятёрки» Героев Сталинграда – Центр, но трасса пролегла бы так: ул. Героев Сталинграда – ул. Огёвская – ул. Енгельса (однопутка) – ул. Сенная – ул. Октябрьская – Дом связи. Обратно: Дом связи – ул. Октябрьская – ул. Артёма (однопутка) – ул. Огнёвская – ул. Героев Сталинграда. Часть трассы уже существует, минимум расширений, рядом ТП№9 (на ул. Энгельса). Но как минимум одну ТП нужно будет строить. В программе развития электротранспорта в г. Полтава 2007-2015 гг запланирована линия на Огнёвку и Сады-2 с участием вышеперечисленных улиц. Но, правда, даже проектирование ещё не начиналось. Поэтому, если тема оживёт – будем предлагать такой вариант постройки линий. Также к этим линиям могла бы примкнуть линия по ул. Красина (нужно расширение, снос частного сектора) и

Линия по ул. Грушевского, которая бы соединилась с линией по Красина. А вот по этим линиям можно пускать существующие маршруты. Например, №6 по Красина с выездом на Героев Сталинграда, а №8 по Грушевского с выездом туда же. Это немного разгрузит «кольцо», на котором будут ходить троллейбусы №15 и №16 с интервалом не более 5 минут.

Линия по ул. П. Мирного. Наверное, самый неординарный проект. Ещё в конце 1980-х годов, при проектировании линии на Леваду, было предложено в перспективе соединить Леваду с ул. Фрунзе для разгрузки ул. Ленина и обслуживания нового микрорайона, который бы расположился по обе стороны ул. П.Мирного (сейчас там частный сектор) до ул. К. Либкнехта с одной стороны и до ул. Л. Украинки с другой. Но после 1991-го всё это дело накрылось медным тазом. Так, например №6 шёл бы от Южного вокзала через Леваду, ул. Южную, П. Мирного, Красина до Героев Сталинграда. И, конечно, с Левады через П.Мирного в центральную часть города. Тогда бы можно было построить большую «клумбу» (кольцо-развязку, подобно Кременчугу, Киеву и другим городам) - ведь ещё в том районе есть в ул. Фрунзе врезается ветка с ул. Сенной.

Линия по ул. Половка, Курчатова. Ещё при проектировании м-на Половки предполагалось сделать вокруг него троллейбусное кольцо и пустить так №9.  Сейчас м-н Половки не расширяется, но при новых застройках (а они уже будут и по ту сторону ул. Курчатова) автобусного маршрута №12 будет явно не хватать. Да и по ул. Великотырновской людей меньше не станет. Поэтому «кольцо» строить нецелесообразно, а пустить троллейбусы по ул. Курчатова,  Половка, через Юровку, а также перспективный микрорайон, который там планировался, до ул. Халтурина с дальнейшим следованием до Корпусного парка. Также планировалось по ул. Половка дотянуть линию сначала до ДСК и крупного супруновского промузла, а затем в перспективе (очень отдалённой) и до посёлка Супруновка.

Линия по ул. Балакина. Ещё в советское время было предложение проложить по ул. Балакина линию (до спуска) и продлить туда №5. В принципе линия остаётся актуальной, но не в ближайшем будущем.
И теперь переходим к нашим околицам.

Линия в с. Яковцы. Первые сведения о этой линии упоминаются с конца 1980-х годов. Уже тогда планировалось протянуть провода по ул. Яковчанской и через Дендропарк. В 2008 году дорогу построили. Ходили упорные слухи и о троллейбусной линии к 300-летию Полтавской битвы, но дело так и не дошло. Тем не менее, городская власть не отказалась от этой идеи и теперь: в предвыборной программе мэра А.В. Матковского всё же есть пункт о постройке яковчанской троллейбусной линии.   

Линия в с. Рыбцы. При открытии автобусного маршрута вокруг Рыбцов по новой дороге, затем при открытии рыбчанской дамбы и пешеходного моста через него  неоднократно упоминалось о будущей постройки троллейбусной ветки в Рыбцы. А вот как она пойдёт – об этом наверно и не думали. Тем не менее это тоже актуально, и на мой взгляд, провести не через ГРЛ, а по ул. Гожулянской  (возле которой сейчас вырастает новый микрорайон), с выездом до рыбчанского кольца (по этому кольцу сейчас ходят автобусы маршрута №7, но только через ГРЛ).

Линия до Городского кладбища. З последние 2 десятилетия, с нашими постоянными проблемами с финансами в государстве, увеличилась смертность, уменьшилась средняя продолжительность жизни людей, и соответственно, в разы выросло городское кладбище. Продление туда ветки планируется ещё с конца 1990-х, но с каждым годом этот вопрос всё более назревает и стаёт актуальным. Постоянно идут просьбы как к нам, так и к городской власти (особенно от людей преклонного возраста) о том, что очень трудно туда добираться пешком, даже несмотря на то, что существует автобусный маршрут №22 со льготным автобусом. Конечно, двух троллейбусов на маршруте Центр – Городское кладбище вполне хватило бы в обычные дни. А вот в поминальные – наши вместительные троллейбусы как Т1 так и Т2 без проблем бы вывозили оттуда людей. А сейчас в подобные дни возле кладбища настоящий транспортный коллапс – очереди маршруток, автомобилей и автобусов среднего класса. Поэтому эта линия стоит также в очереди среди первых. При предвыборном посещении нашего коллектива А.В. Матковский сказал, что сейчас идёт согласование с ГАИ разворотного кольца возле самого края кладбища, т.е. недалеко от спуска трассы. Поэтому этот проект также вполне реален.

Линии в посёлки Дублянщина и Щербани, до ул. Луговой. Все направления требуют расширения дороги. Также Дублянщина и Луговая вряд ли застроятся многоэтажками в ближайший век, поэтому пока там с головой хватит автобусов. А вот с Щербанями другое дело – там планируется серьёзная застройка и расширение городской черты до самих Щербаней. Но опять же – это дело неблизкого будущего.

Как эпилог. Всё вышеописанное просто не имеет смысла без развития самого ГЭТ, без роста экономики страны, без повышения прожиточного уровня населения и улучшения его благосостояния. Думаю, что это очевидно. Будет стабильная работа и развитие экономики – будут строиться предприятия и фабрики, нормально работать существующие. Нужен будет трудовой человек. Этого трудового человека нужно будет обеспечить жильём. Значит, предприятия будут давать квартиры в новостройках, которые будут заказывать у строительных организаций. Трудовой человек будет обеспечен жильём, нормальной зарплатой – может растить ребёнка, и не одного. Идёт стабильный прирост населения, молодого населения больше, чем стариков. Опять идёт строительство новых домов для всё новых молодых рабочих семей. И не 5 домов в год сдавать в эксплуатацию (даже этим мы сейчас гордимся!), а 50. В эти новые микрорайоны нужен вместительный, дешёвый, экологически чистый транспорт – троллейбус, который будет возить людей на работу, учёбу, отдых. Я практически описал период 1950-1980-х годов, когда так и было, несмотря ни на что (особенно, что сейчас говорят – про «застойные годы» и т.п.). Без всего этого и троллейбус не будет нужен. Говорят, что всё «приходит на круги своя», повторяется с некоторой периодичностью. Я тоже разделяю это мнение – пусть через 10, 20, 30 лет, но наша страна (в составе другой страны или сама) опять пойдёт на подъём. Но только доживут ли до этого времени сами троллейбусы, когда вновь действительно станут востребованными (не возить льготников и пенсионеров как сейчас, а рабочих и учащихся – цвет нации) – это покажет только время.

Перспективная схема троллейбусных маршрутов на ближайшие 100 лет

И, как полагается, приблизительный список маршрутов к вышеописанной схеме:

Конечные пункты

Трасса маршрута

Кол-во тр-в

1

Южный вокзал – Киевский вокзал

ул. Ленина, Октябрьская

4

2

Южный вокзал – с. Россошенцы

ул.Ленина, Фрунзе

8

3

Стеклозавод – Завод ГРЛ

Ул. Фрунзе, Сенная, Октябрьская, М.Бирюзова

4

4

Южный вокзал – ГРЛ

Ул. Ленина, Октябрьская, М.Бирюзова

8

5

Центр – ул. Героев Сталинграда

Ул Октябрьская, Артёма, Огнёвская, Героев Сталинграда, Энгельса, Сенная

8

6

Южный вокзал – завод ГРЛ

Ул. Мира, пр-т Мира, Вавилова, ул. Южная, ул. П.Мирного, Красина, Героев Сталинграда, Великотырновская

10

7

с. Россошенцы – Институт Связи

Ул. Фрунзе, Калинина, Великтоырновская, М.Бирюзова, Зеньковская

8

8

Ул. Героев Сталинграда – Инстиут связи

Ул. Героев Сталинграда, Грушевского, Степного Фронта, Фрунзе, Сенная, Октябрьская, Зеньковская

4

9

м-н Половки – Южный вокзал

Ул. Курчатова, Половка, Халтурина, Октябрьская, Ленина

6

10

ДСК – ул. Луговая

Ул. Половка, Халтурина, Октябрьская, Ленина, Панянки, Луговая

4

11

Центр – Городское кладбище

Ул. Фрунзе

3

12

Институт связи – м-н Левада

Ул. Зеньковская, Октябрьская, Ленина, пр-т Мира, ул. Чураивны

10

13

Ул. Героев Сталинграда – м-н Левада

Ул. Калинина, Фрунзе, Ленина, пр-т Мира, ул. Чураивны

4

14

Стеклозавод – ул. Балакина

Ул. Фрунзе, Октябрьская, Балакина

4

15

Кольцевой

Против часовой стрелки

10

16

Кольцевой

По часовой стрелке

10

17

Центр – с. Яковцы

Ул. Октябрьская, Зеньковская, Яковчанская

3

18

Центр – с. Рыбцы

Ул. Октябрьская, М.Бирюзова, Гожулянская, Степная

3

19

Центр – с. Щербани

Ул. Фрунзе, Кагамлыка

3

20

Центр – с. Дублянщина

ул. Ленина, Сакко

2

Итого: необходимо 116 троллейбусов на 20 маршрутов. При таком выпуске второе депо просто необходимо. Для максимально эффективного использования троллейбусов всё-таки нужно расписание на остановках (особенно для тех маршрутов, где меньше 4 троллейбусов), как это сейчас делается с нашими «околичными» автобусами – люди знают время прохода, и ориентируются на него. А вот кольцевые маршруты должны быть с интервалом 3-5 минут.

© Павел Богодистый, 2010

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

 

 

Hosted by uCoz