Подвижной состав

Троллейбус Киев-2 (КТБ-1)

 

 

Одновременно с серийным производством троллейбусов ТБЭ-С специалисты КЗЭТа решили спроектировать троллейбус собственной конструкции, более надёжный и удобный в эксплуатации. Разработка и изготовление опытной машины 2Т велось на протяжении 1959 года. Троллейбус имел практически всё электрооборудование от троллейбуса МТБ-82, несущую раму – от ТБЭ-Са, но усиленной конструкции. Кузов же был полностью разработан заново и имел неплохой дизайн. Передняя дверь размещалась между мостами, была удобной и широкой, двери были створчатые. Из механического оборудования наиболее удачным улучшением стало применение ведущего моста МАЗ-200, который имел более надёжный двухступенчатый редуктор. Троллейбус подавал большие надежды, однако испытания доказали противоположное – за счёт большого переднего свеса была увеличена нагрузка на передний управляемый мост. Из-за этого управлять троллейбусом оказалось очень трудно (усиления руля на то время ещё не было ни на одном троллейбусе в СССР).


Поэтому было решено укоротить передний свес и немного перекомпоновать троллейбус. Модернизированная машина получила индекс 2Ту. Пассажировместимость практически не изменилась, но была уменьшена кабина водителя. Испытания показали, что модель получилась более удачной, чем предыдущая, и было принято решение о запуске 2Ту в серийное производство под названием КТБ-1.


По оборудованию троллейбус был близок к МТБ-82 (так сказать унификация советских троллейбусов). Компоновка сохранилась с 2Т: передняя дверь была в базе за ведущим мостом, кабина водителя всё же оставалась достаточно большой. Несущая рама и кузов были выполнены из стальной прямоугольной трубы, что повышало жёсткость и прочность всего троллейбуса. Конструкторы оборудовали троллейбус широкими четырёхстворчатыми дверьми, котоые позволяли увеличить скорость посадки/высадки пассажиров. Но к сожалению такая конструкция дверей не прижилась, и все ширмовые двери были заменены на распашные. Ветровое стекло состояло из четырёх частей, что немного ухудшало обзорность водителю. Над ним располагался вытянутый маршрутоуказатель. Компоновка сидений была грамотная: по правому борту были сдвоенные сиденья – по левому располагались одинарные. Всё это позволяло увеличить число стоячих мест в троллейбусе.


В 1964 году КТБ-2 прошёл небольшую модернизацию: помимо замены дверей был улучшен дизайн передней части троллейбуса, применили тепло реостатов для обогрева салона в холодное время года (к слову эта система перекочевала на ЗиУ-5, затем на ЗиУ-9). Троллейбус получил индекс 2Тм и название Киев-2.


С 1961 года троллейбусы КТБ-2, а позже и Киев-2 стали поставляться в города УССР. А с 1966 года завод делал троллейбусы только для нужд других городов, а сам Киев стал раздавать свои троллейбусы марки «Киев» в другие города в связи с переходом на чешские Шкоды 9Тр.

Троллейбусы Киев-2 в Полтаве

Все К-2 были переданы из Киева в 1965 и 1966 году, будучи бывшими в употреблении. Они продлили сквозную нумерацию парка после К-5ЛА и получили парковые №№63-76. Всего было получено 14 троллейбусов. По отзывам ветеранов-водителей К-2 были очень тяжёлы в управлении. К тому же троллейбусы были уже довольно изношены на киевских трассах, поэтому постоянно стояли на ремонтах. С началом поступления в 1967 году новых К-4, старые "киевлянки" потихоньку списывались и в 1969 году последние К-2 были утилизированы.

 


© Павел Богодистый, 2008-2009 

 

Использованы следующие материалы

1. Техндокументация КП "ПЭАТ"

2. Государственный архив г. Полтавы

3. Государственная библиотека Полтавской области

4. Сайт "Міський пасажирський транспорт в Україні та світі"

5. Сайт "Харьков транспортный"

6. К. Брамський "Тролейбус київський і український", Пам'ятки України: історія та культура, №3-4, 1998 рік

 

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

Hosted by uCoz