Подвижной состав

Троллейбусы Киев-3

 

1950-е года ознаменовались всеобщим подъёмом нашей великой страны СССР, которая отстраивалась и развивалась после самой страшной и разрушительной войны нашего времени. Города разрастались, население в городах увеличивалось и вставала необходимость о создании транспортной системы для перевозки граждан. Наиболее перспективным транспортом считался троллейбус, самый молодой вид городского пассажирского транспорта и имевший бесспорные преимущества перед трамваем (меньшие капиталовложения, большая манёвренность) и автобусом (экологически чистый). Поэтому было начато активное строительство троллейбусных систем в крупных городах страны. Но тут же встала проблема о комплектации троллейбусных хозяйств подвижным составом. Несмотря на то, что завод имени Урицкого в прямом смысле штамповал троллейбусы в три смены, объём потребности троллейбусов постоянно возрастал.


Поэтому в помощь заводу имени Урицкого было принято решение выпускать троллейбусы на ремонтных заводах в Москве и Киеве. Московский завод СВАРЗ в 1955 году специально для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки начал выпускать троллейбусы ТБЭ-С. Троллейбус был повышенной комфортности и оригинальной конструкции.


Киевский завод электротранспорта имени Ф. Дзержинского также получил задание на выпуск троллейбусов ТБЭ-С, при этом получив всю необходимую техническую документацию для сборки троллейбусов. Летом 1958 года два первых троллейбуса вышли на улицы Киева. Эти троллейбусы представляли собой точную копию московского собрата. Единственным отличием была эмблема на передке троллейбуса: вместо литого барельефа рабочего и колхозницы была размещена надпись „Київ”, ставшая впоследствии фирменным значком троллейбусов производства КЗЭТ.


Эксплуатация этих троллейбусов в городских условиях виявила крупные недостатки: слабость несущей рамы, большие негерметичные стёкла, пропускающие влагу и холод. Поэтому специалисты КЗЭТа решили усовершенствовать троллейбус: усилили конструкцию кузова, пассажирский салон оборудовали поручнями, вставили обыкновенные окна с резиновым уплотнителем, изменили компоновку размещения оборудования и состав самого оборудования.


Производство троллейбусов ТБЭ-С продолжалось до середины 1960 года, но уже со следующего года начался новый этап модернизации: были установлены задние мосты типа МАЗ-200, усиление рулевого управления, менялся передний бампер на более компактный, при этом фары переносились на лобовую обшивку, устанавливались ширмове двери.


Следующий этап модернизации был более глубоким. На троллейбусе был уменьшен передний свес, а передок был взят с троллейбуса Киев-2, что давало большую схожесть с последней машиной. Однако было решено присвоить отдельный индекс – Киев-3. На протяжении 1962-1963 годов все ТБЭ-Сы были таким образом переделаны в Киев-3. Работали эти троллейбусы только в Киеве и Полтаве.

Троллейбусы Киев-3 в Полтаве

В 1969 году 10 троллейбусов бывших в употреблении было передано из Киева в Полтаву. До последнего времени об этих троллейбусах было практически ничего неизвестно. Но совсем недавно были обнаружены данные, которые позволили практически полностью восстановить историю этих незаурядных троллейбусов в Полтаве.

Парковые номера этих машин, которые кстати в техдокументации полтавского депо проходили под названием ТБЭС, а не Киев-3, следующие: 37, 38, 40, 41,42,111,112,113,114,115. В Киеве они соответственно имели парковые 404, 407, 409, 403, 405, 411, 412, 413, 420, 421. Троллейбусы были переданы в 1969 году, но уже в конце 1970-го года были списаны. По воспоминаниям ветеранов полтавского троллейбусного управления, все они уже были с разбитыми несущими рамами, поэтому их ремонт был признан нерентабельным и их поросту списали ввиду невозможности дальнейшей эксплуатации и ремонта. Зато их узлы и агрегаты "продлили жизнь" другим моделям Киевлянок, в частности К-4.

 

© Павел Богодистый, 2008-2009 

 

Использованы следующие материалы

1. Техндокументация КП "ПЭАТ"

2. Государственный архив г. Полтавы

3. Государственная библиотека Полтавской области

4. Сайт "Міський пасажирський транспорт в Україні та світі"

5. К. Брамський "Тролейбус київський і український", Пам'ятки України: історія та культура, №3-4, 1998 рік

 

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

Hosted by uCoz