Подвижной состав

Троллейбусы Киев-5ЛА

Несмотря на то, что выпуск троллейбусов в Союзе постоянно наращивался, дефицит подвижного состава постоянно ощущался. Но КЗЭТ и так работал на все свои производственные мощности. Стояла практически невыполнимая задача: увеличить производство троллейбусов не увеличивая производственные площади.

Но выход нашёл руководитель завода Г.И. Гжеля, неординарный инженер и конструктор, которого по праву можно считать отцом всех троллейбусов марки «Киев» того времени. Идея была такова: взять уже существующий автобус и оснастить его вместо двигателя внутреннего сгорания тяговым электрическим мотором и соответствующим электрооборудованием. Выигрыш был в экономии времени на разработку и внедрение в производство троллейбуса, в экономии производственных и человеческих ресурсах, а также в технической унификации деталей и агрегатов (следует упомянуть, что теперь это достаточно распространённое явление).

Выбор пал на львовский автобус ЛАЗ-695Е, которые Львовский автобусный завод собирал в достаточных количествах. Это предложение правительство УССР одобрило и было создано постановление о производстве троллейбуса Киев-5 на базе автобуса ЛАЗ-695Е заводами ЛАЗ и КЗЭТ в кооперации между собой. ЛАЗ обязывался изготавливать кузова автобусов, которые оснащались всем кроме ДВЗ и всех его элементов управления, а КЗЭТ должен был комплектовать его всем необходимым электрооборудованием. В кратчайшие сроки была разработана схема размещения электрооборудования на автобусе и уже в апреле 1963 года первый «автобусный» троллейбус Киев-5ЛАЗ выехал на ходовые испытания. Результаты испытаний были признаны как положительные, и началось переоснащение автобусов в троллейбусы.


Троллейбус К-5 был средней вместимости, поэтому его покупали города с относительно небольшим пассажиропотоком, такие как Полтава, Алчевск, Чернигов. Но в том же 1963-м правительство решило перенести производство К-5 на Одесский автосборочный завод, который требовал загрузки производственных мощностей. Поэтому КЗЭТом и ЛАЗом была передана конструкторская и техническая документация по К-5ЛАЗ, и в Одессе за 2 года было произведено около 480 машин. КЗЭТ же успел переделать из автобуса в троллейбус чуть более 50 машин.


На момент создания К-5 считался перспективным троллейбусом, но уже через несколько лет эксплуатационники отказались дальше закупать этот тип троллейбуса по нескольким причинам. Первая из них – малая вместимость: пассажиропотоки постоянно увеличивались и троллейбусы средней вместимости не справлялись с перевозками пассажиров. Также эти троллейбусы были самыми ненадёжными из всех «Киевлянок», поэтому были не в чести и у водителей и у ремонтников. Поэтому все К-5ЛА уже к 1972 году были списаны или переоборудованы обратно в автобусы.

Троллейбусы Киев-5ЛА в Полтаве

Троллейбусы К-5ЛА начали поступать в 1963 году. В то время считалось, что молодые троллейбусные системы на 1-2 маршрата вполне смогут обойтись троллейбусами средней вместимости. Поэтому как ни старалось руководство ПТрУ заказать ЗиУ-5, поступали следующие несколько лет только К-5ЛА (а ЗиУ-5 в то время заполняли троллейбусные управления Москвы, Ленинграда, Харькова и других крупных гродов страны). С 1963 по 1965 гг в Полтаву поступило 53 таких троллейбуса, которые получили парковые №№09-38, 40-62 (под №39 "втиснулся" МТБЭС из Харькова, поступивший в 1965 году). Всего поступило 53 машины подобной модели.

По сравнению с шикарными ЗиУ-5 троллейбусы К-5ЛА конечно же казались упрощёнными и вдохновления как у троллейбусников так и у пассажиров не вызывали. Тем не менее выбора не было и пришлось осваивать и привыкать к новым машинам. А они были очень далеки от совершенства как в технологическом испоолнении так и в дизайнерском отношении. Но всё быстро наладилось и машина даже некоторым водителям симпатизировала. Имея небольшую базу, К-5ЛА был очень манёвренной машиной (это важно при механическом руле). А пассажирам эти троллейбусы запомнились сиденьями с высокой паралоновой частью, которые были очень мягкими.

В Полтаве эксплуатировались К-5ЛА собранные как на Киевском ремонтно-строительном заводе электротранспорта (так КЗЭТ тогда назывался) так и троллейбусы, собранные на Одесском автосборочном заводе (ОдАЗ). Отличительной особенностью были заводские номера. Киевские троллейбусы были например №№14 и 16, имея заводские номера соответственно 50004-1 и 50004-4. Одесские троллейбусы были №12 (зав №63023), №43 (зав №64201), №62 (зав №65377). Интересно отметить, что первые две цифры в заводском номере обозначали год выпуска).

Несмотря на довольно большое количество поступивших машин, век К-5ЛА был недолог. По большому счёту эта машина показала себя в эксплуатации довольно ненадёжной и аварийной. Поэтому с 1968 года начались массовые списания этого типа троллейбуса, и в 1971 году последние К-5ЛА покинули полтавские улицы.

 


© Павел Богодистый, 2008-2009 

 

Использованы следующие материалы

1. Техндокументация КП "ПЭАТ"

2. Государственный архив г. Полтавы

3. Государственная библиотека Полтавской области

4. Сайт "Міський пасажирський транспорт в Україні та світі"

5. К. Брамський "Тролейбус київський і український", Пам'ятки України: історія та культура, №3-4, 1998 рік

 

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

Hosted by uCoz