Подвижной состав

Троллейбус Киев-6

k-6

Эксплуатация троллейбусов средней вместимости (50-75 человек) уже в середине 1960-х годов была признана нецелесообразной. Парк троллейбусов должен был состоять как минимум из половины троллейбусов большой вместимости, если даже не 2/3. Завод имени Урицкого уже к тому времени выпускал троллейбусы большой вместимости ЗиУ-5 (вместимость 100 чел), которые имели большой спрос, но поставлялись прежде всего в Москву, а во все другие города – по остаточному принципу. Киев на то время уже практически полностью перешёл на чехословацкие троллейбусы Шкода 9Тр (вместимость 80 чел).


В 1965 году КЗЭТ приступает к разработке троллейбуса большой вместимости. Проектирование велось под руководством главного конструктора завода В. Мышакина. Также в проект привлекались и лучшие студенты Харьковского института инженерно-коммунального строительства, дабы влить в ход проектирования «свежую струю» мыслей и идей. И действительно проектр троллейбуса оказался неординарным.


Кузов троллейбуса было решено сделать трёхдверным, с широкими дверными проёмами для ускорения посадки и высадки пассажиров. Окна были большие, со сдвижными форточками для вентиляции. Пассажирский салон был большим и просторным, имел четырёхрядное размещение сидений, а кабина водителя была уменьшена до предельно оптимальных размеров. Несущая рама троллейбуса была установлена на минские мосты МАЗ-500 (как ведущий так и управляемый), которые имели бездисковые колёса. На ведущем мосту был установлен редуктор с разгрузочными полуосями типа МАЗ-503. Также был установлен пневмоусилитель руля, что делало троллейбус очень лёгким в управлении. Троллейбус оснастили механическими штангоулавителями упрощённой и более надёжной конструкции. Но всё остальное электрическое и пневматическое оборудование было аналогично троллейбусу ЗиУ-5, так как иного троллейбусного оборудования в Союзе попросту несуществовало, поэтому киевские инженеры могли только усовершенствовать конструкцию кузова и дизайн троллейбуса для улучшения динамических и качественных характеристик машины.


Опытный образец нового троллейбуса Киев-6 появился в 1966 году. Он оснащался реостатно-контакторной системой управления тяговым двигателем. После испытаний в конструкцию и дизайн внесли небольшие изменения, полученный троллейбус и был запущен в серийное производство под обозначением Киев-6А. В 1969 году было решено в качестве ведущего моста использовать венгерский мост РАБА (к слову – приблизительно в это же время рабовские мосты начали ставить и на ЗиУ-5).


В 1967 году под руководством заведующего лабораторией научно-опытного и конструкторско-технологического института городского хозяйства А. Збарского была разработана тиристорно-импульсная система управления. За базу была взята принципиальная схема немецкой ТИСУ фирмы «АББ», которая применялась на троллейбусах г. Цюриха (Швейцария). В конечном варианте новая система получилась более совершенной, о чём говорит авторское свидетельство, к которому японские электронщики проявили большой       интерес. Сперва систему смонтировали на троллейбусе 9Тр, но затем было решено её поставить на К-6, который обозначили как К-6Т. Этот троллейбус прошёл весь цикл испытаний на базе троллейбусного депо №3 г. Киева, в результате которых было признано дееспособность и надёжность системы. Но к 1973 году, когда были окончены все испытания, было принято решение свернуть производство пассажирских троллейбусов на КЗЭТе, и все наработки по тиристорной системе были переданы на Завод имени Урицкого. В это время на ЗиУ были введены дополнительные производственные мощности, завод только что освоил выпуск нового троллейбуса ЗиУ-9, который считался троллейбусом следующего поколения. Поэтому для унификации троллейбусного ПС страны было решено строить только ЗиУ-9, а остальным заводам было приказано свернуть производство пассажирских троллейбусов и вернуться к ремонту электротранспорта.


С 1973 года КЗЭТ начал выпускать грузовые троллейбусы серии КТГ (наиболее распространёнными были техническая помощь и бортовой), которые также пользовались популярностью на просторах СССР. С 1973 по 1990 было выпущено 1445 подобных машин. Эти машины имеют свою историю и заслуживают отдельного рассказа.


А сам Киев-6А выпускался с 1968 по 1972 годы. За это время было выпущено 336 троллейбусов этого типа, поэтому этот тип ПС эксплуатировался практически на всей территории УССР. Имея в принципе аналогичное оборудование ЗиУ-5-го, К-6 считался лучшим троллейбусом в СССР вплоть до появления ЗиУ-9. Поэтому можно утверждать, что К-6 был снят с производства преждевременно.


Троллейбусы Киев-6 в Полтаве


Троллейбусы К-6 начали поступать в полтавское троллейбусное управление в 1969 году и приходили небольшими партиями до сворачивания производства этой модели в 1972 году. Все К-6 получили повторные парковые номера 12,14, 42-47, 54-60 (освобождённые после списания К-5ЛА).

Продуманно и технологично выполненные, троллейбусы выгодно отличались от ЗиУ-5 и очень нравились как водителям так и ремонтникам. К-6 считались "заслуженными" машинами, потому что их давали самым лучшим водителям-ударникам труда. Что интересно, поначалу среднюю дверь закрывали и ставили там дополнительный диван, дабы «быть похожим» на ЗиУ-5. Но после поступления первых ЗиУ-9  была полностью оценена трёхдверная система посадки-высадки пассажиров. Поэтому К-6 заняли своё место на напряжённых маршрутах с большим пассажиропотоком (например на 5-м маршруте).

Эти троллейбусы проработали на полтавских улицах до середины 1980-х. Несмотря на ещё порядочный ресурс этих троллейбусов, было принято решение укомплектовать парк единой моделью - ЗиУ-9. Поэтому К-6 и ЗиУ-5 начали списывать и к середине 1980-х годов пассажиров возили только ЗиУ-9 (несколько ЗиУ-5 перевели в буфеты и передвижные столовые, которые были списаны в 1990-м). Поэтому последний троллейбус К-6 с парковым №42 (зав № 21241, 1971 г.в.) был списан в 1986 году.


© Павел Богодистый, 2008-2009 

 

Использованы следующие материалы

1. Техндокументация КП "ПЭАТ"

2. Государственный архив г. Полтавы

3. Государственная библиотека Полтавской области

4. Сайт "Міський пасажирський транспорт в Україні та світі"

5. К. Брамський "Тролейбус київський і український", Пам'ятки України: історія та культура, №3-4, 1998 рік

 

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

Hosted by uCoz