Подвижной состав

Троллейбус ЮМЗ Е-186


 

          В течение долгого времени все отечественные троллейбусы были высокопольными, т.е. для того чтобы в него сесть нужно поднятся на 2-3 ступеньки. Так, уровень пола над дорогой у троллейбуса ЗиУ-682 равняется 800 мм - практически 1 метр! И это было сделано не просто так - ведь под днищем размещалось практически всё электрооборудование, которое конструкторы старались как можно выше полднять от уровня дороги (от воды, грязи, пыли и влаги). А на такую высоту подниматься трудно даже людям среднего возраста, не говоря уже о стариках. К тому же увеличивается время посадки и высадки пассажиров. На Западе низкопольные автобусы и троллейбусы уже разработаны были давно. У нас (в Украине, Росии, Беларуси) взялись за разработку новых низкопольных автобусов только в конце 1990-х годов, когда уже большинство автобусов ещё советских времён (ЛАЗ, ЛиАЗ, Икарус) уже переработали свой ресурс  и требовали замены. А в это же время активно закупали автобусы иностранного производства, причём как новые так и б/у. Были среди них и низкопольные. Изучив эти автобусы, отечественные конструкторы также решили переходить на более новую и современную конструкцию. Эти автобусы были построены, испытаны и довольно скоро приобрели популярность и симпатию у пассажиров. Но низкопольные троллейбусы были не менее востребованы, чем автобусы.


Создав низкопольные автобусы, конструкторы подумали - а почему бы на базе низкопольного автобуса не сделать низкопольный троллейбус? Кузов взять тот же самый (с минимальными конструктивными изменениями, которые характерны для троллейбусов), большинство узлов и агрегатов унифицировать и только вместо двигателя внутреннего сгорания и соответствующего оборудования поставить тяговый электрический двигатель с соответствующим оборудованием. И не надо было проектировать с нуля троллейбус, что было очень заманчиво так как в условиях жёсткой конкуренции покупали тот троллейбус, который имел как можно меньшую стоимость и как можно большее конструктивное совершенство (надёжность, качество и ресурс). Так, в Беларуси Минский автомобильный завод (МАЗ) на базе своего низкопольного автобуса МАЗ-103 создал троллейбус МАЗ-103Т. Причём этот троллейбус оказался довольно таки неплохим и пользуется популярностью не только в своём отечестве, а и за рубежом. Например, в столицу нашей страны поступило уже более 50 таких троллейбусов и закупки будут продолжаться. Львовский автобусный завод сделал на базе своего низкопольного автобуса А-183 низкопольный троллейбус Е-183. Более того, на базе Е-183 был построен первый в Украине низкопольный сочленённый троллейбус Е-301. Эти троллейбусы также сейчас достаточно активно закупаются городами Украины (особенно Киевом, Львовом и т.д.). Совсем недавно на базе трёхосного автобуса Луцким автобусным заводом, который входит в корпорацию автобусостроения Богдан, был создан первый в Украине трёхосный несочленённый низкопольный 15-ти метровый троллейбус Богдан Е-231. Этот троллейбус был создан в кооперации с Киевским заводом электротранспорта.


А первым низкопольным троллейбусом в Украине стал троллейбус Е-186 разработки ПО ЮжМаш им. А.М.Макарова и ГКБ Южное им. М.К.Янгеля. Этот троллейбус также был создан на базе автобуса А-181. Этот автобус был разработан в Укравтобуспроме в конце 1990-х. В 2001 году КБ Южное началась разработка троллейбуса нового поколения который должен был иметь новую конструкцию кузова и тиристорно-импульсную систему управления. Первый прототип троллейбуса, которому было присвоено название Е-186 в соответствии с новой украинской системой индексации моделей автотранспорта, был создан летом 2003-го года. Его индекс расшифровывается так: Е-электрический, 1 - большая вместимость, 86 - номер модели (так, соответственно в названиях автобусов буква А значит автобус; например автобус Богдан А-092 - это автобус малой вместимости; троллейбус Богдан Е-231 - трёхосный несочленённый большой вместимости; троллейбус ЛАЗ Е-301 - сочленённый троллейбус особо большой вместимости и т.п.). В том же 2003 году троллейбус побывал на многих автотранспортных выставках в различных городах Украины. Весь 2004-й год троллейбус испытывался в родном Днепропетровске. Параллельно с этим шла доводка машины и устранение недостатков. Опытный троллейбус был начинён различными датчиками и средствами телеметрического контроля. После испытаний было решено построить опытную партию таких троллейбусов, но уже с учётом результатов испытаний. Серийно эти троллейбусы стали собирать на Южмаше в 2005 году и имели незначительные отличия от прототипа: были уже полностью низкопольными (на прототипе была на задней площадке и в проходе салона ступенька), были немного изменены световые и осветительные приборы, а задняя часть кузова подверглась рестайлингу. Но теперь на задние седенья стало более труднее взбираться - аж через 2 ступеньки.


Немного о новшествах Е-186-го. На троллейбусе стоит антиблокировочная система тормозов, противобуксовочная система и тиристорно-импульсная с рекуперативным электродинамическим торможением. Возможна также установка IGBT-системы управления тяговым электродвигателем. Трубопроводы пневмосистемы изготовлены из нержавеющей стали под днищем и в мотоотсеке, и из полиамидного материала – внутри кузова. Низковольтная сеть построена по однопроводной системе. В троллейбусе применено как уже проверенное на ранних моделях оборудование, так и оборудование, созданное по новейшим технологиям. Посадочные места двигателя и система управления позволяют применять как тяговый двигатель ЭД-139АУ2 (НПО Электротяжмаш, г. Харьков) так и ДК-211БМ (АЭК Динамо, г. Москва). По желанию заказчика троллейбус может быть оборудован для перевозки инвалидов на колясках. Установка стёкол и обшивок методом прямого вклеивания повышает коррозионную стойкость и ресурс кузова, существенно снижает внутренний шум и вибрацию. Также, благодаря низкому полу (360 мм от уровня дороги) пассажирообмен на остановках значительно ускоряется. За счёт этого скорость движения троллейбуса по маршруту возрастает на 50%. Для облегчения посадки-высадки предусмотрено принудительное опускание пола ещё на 60 мм. Клиренс, составляющий 260 мм, позволяет эксплуатировать троллейбус на дорогах городов СНГ. Для преодоления особо сложных препятствий конструкция троллейбуса предполагает возможность принудительного повышения уровня пола на 50 мм.


Троллейбус Е-186 прошёл рекламную презентацию во многих городах нашей страны. И заказы не стали долго себя ждать - партия из 6-ти троллейбусов поступила в Киев зимой 2006-го года. Но эксплуатация новой техники вызвала множество проблем - киевским троллейбусникам Е-186 не понравились, и отзывы были в основном негативными. Они считали что троллейбус недоведённый и сырой. Также такой троллейбус был поставлен в Севастополь для опытной эксплуатации, но его также там забраковали - вернули на завод-изготовитель. Также такие троллейбусы были куплены Полтавой (1 экземпляр) и Николаевом (2 машины) весной 2006-го года. В родном Днепропетровске пока таких машин нет. Конечно, прежде всего новизна троллейбуса доставляет так много хлопот техникам и водителям, особенно тиристорно-импульсная система управления, которая хоть и сложная, но является более экономичной, менее громоздкой и более пожаробезопасной, чем реостатно-контакторная система управления, которая себя уже изжила. Сейчас уже практически все троллейбусы (как у нас в стране, так и зарубежом) выпускаются с ТИСУ. Также новая техника всегда испытывает начальный период эксплуатации, в котором проявляются все дефекты и недоработки. И со временем этот троллейбус станет также надёжной и неприхотливой машиной, каким стал троллейбус ЮМЗ Т2.


Однако будущее троллейбуса Е-186 ещё туманно. Так, его основной конкурент с Западной Украины - троллейбус Е-183 - приобретает всё большую популярность среди троллейбусников и пассажиров. Эти троллейбусы уже закупили такие города как Львов, Киев, Запорожье, Винница, Харьков (правда большинство - для опытной эксплуатации). Хотя эти троллейбусы также имеют недостатки. Будет ли один из этих троллейбусов выпускаться массово, а второй вскоре забудется, или они оба будут закупаться и ездить по городам Украины - покажет время. Но ясно одно - именно за этими троллейбусами будущее, так как они являются первенцами низкопольных тиристорно-импульсных троллейбусов, которые имеют прогрессивную конструкцию и оборудование и отвечают современным международным стандартам, предъявленным городскому транспорту.



Троллейбус ЮМЗ Е-186 в Полтаве


         Единственный представитель низкопольных троллейбусов ЮМЗ Е-186 пришёл к нам в Полтаву в марте 2006-го года. Что интересно, это произошло как раз в канун выборов в Верховный Совет Украины. Этот троллейбус у нас получил парковый номер 114, и имеет серийный номер 008. Окраска - стандартная для днепропетровских троллейбусов - белый кузов с синей полосой и юбкой. Конструктивные особенности следующие - троллейбус имеет тиристорно-импульсную систему управления (единственный троллейбус с ТИСУ в полтавском депо), имеет 4 двери - три ведут в салон, одна  - в кабину водителя (первая и последняя двери одностворчатые, остальные - двустворчатые); лобовое стекло монолитное и цельное, т.е. не разделено посередине перегородкой; на троллейбусе стоят маршрутные электрические табло (спереди, сбоку и сзади); остекленение всего троллейбуса вклеено в кузов и обшивку, что повышает прочность всего троллейбуса, форточки не сдвижные, а с петлями (открываются внутрь салона). К сожалению, автору неудалось найти более подробное техническое описание этого троллейбуса, но в будущем статья дополнится подробным ТО обязательно. Интересно, что троллейбус ЛАЗ Е-183 стоит 860 тыс грн, а ЮМЗ Е-186 - 960. Просто интересно, почему горсовет Полтавы выбрал именно троллейбус Е-186, а не Е-183 (политика сейчас решает всё). Но всё же поначалу этот троллейбус доставлял много хлопот, особенно техникам, которые не привыкли работать с ТИСУ. Из-за этого, а также из-за других недоработок и дефектов 114-й почти полгода не выходил на улицы нашего города - его дорабатывали и изучали. Но теперь практически каждый день его можно увидеть на таких маршрутах как 3, 5, 7, 8 и 14. Его не выпускают на Южный вокзал и Леваду, чтоб не ездил по каменке на улице Ленина - видно жалеют ещё. Действительно - тряска там будь здоров и троллейбусы там получаю едва ли не самую большую динамическую нагрузку на элементы оборудования и кузова за весь маршрут. Поначалу на левом борту было написано "Наше майбутє - діти". Сейчас на месте букв остался только синий фон. В планах - закупка ещё 5 машин данного типа. Как бы там ни было, именно за этими машинами будущее, хотя большая стоимость не позволит полностью перейти на такие троллейбусы. Возможно, они начнут массово строиться и подешевеют. А, возможно, больше не будет куплен ни один троллейбус такой модели. Время покажет.


По последним сообщениям, троллейбус ЮМЗ Е-186 в таком виде как наш 114-й уже не выпускается. Идёт разработка усовершенствованной модели низкопольника… Поэтому больше таких троллейбусов как наш 114-й в нашем городе не будет. 


© Павел Богодистый, 2007-2008 

 

Использованы следующие материалы

1. Рекламные проспекты про Е-186 от Литана

2. Сайт Днепропетровский городской электротранспорт

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

Hosted by uCoz