Подвижной состав

Троллейбус ЮМЗ Т2

 

      

 

С 1992 года Южный машиностроительный завод освоил серийный выпуск шарнирно-сочленённого трёхосного троллейбуса ЮМЗ Т1. Однако не все города могли закупить спарки в нужном количестве в связи с высокой ценой. Да и не нужно было, чтоб весь парк состоял только из двойных троллейбусов. Требовались и обыкновенные двухосные троллейбусы, которые бы заменили ЗиУ-682 и Шкоды 9Тр и 14Тр.

В 1993 году появляется модернизированный троллейбус ЮМЗ Т1 (с увеличенной площадью остекленения, маршрутным окошком спереди над лобовыми стёклами, улучшенной планировкой салона), поэтому было решено на его базе создать двухосный троллейбус с минимальными переделками. В середине 1993 построили первый прототип троллейбуса ЮМЗ Т2, который был максимально унифицирован с ЮМЗ Т1. Отличия были только в том, что не было прицепа, одного ведущего моста и одного двигателя. А так по своему конструкторскому исполнению кузова и агрегатов идентичен ЮМЗ Т1. Т2 выпускались (да и сейчас выпускаются)  только в Днепропетровске и имели окраску, идентичную длинному собрату – белый кузов с полосой синего или морского цвета и идентичной юбкой. А с 1995 года перешли на стандартную окраску - белый кузов с синей полосой под окнами и такой же юбкой.

Конструкция ЮМЗ Т2 по сравнению с ЗиУ-9 намного прогрессивнее, и сходна с конструкцией троллейбуса Шкода 14Тр. Шасси строится вокруг двух мощных балок (лонжеронов), которые расположены симметрично относительно продольной оси. К этим балкам крепятся рессоры, через которые крепятся к раме мосты. Принцип подвески заимствован у троллейбуса ЗиУ-9 и является пневморессорной с поддержанием уровня пола над дорогой. Подвеска состоит из рессор, пневмоэлементов и гидравлических амортизаторов. Система управления реостатно-контакторная, в неё входит: группа пускотормозных реостатов, групповой контроллер и контроллер водителя, контакторная группа. На троллейбусе установлен компрессор ЭКВО-0,3/8-13, который приводится в действие электродвигателем ДК-410 и нагнетает систему сжатым воздухом с давлением до 8 кгс/см.кв. На ведущий мост РАВА-318 и управляемый МАЗ-500 поставлены бездисковые колёса 320R модель И-332. Торможение передних колёс осуществляется через тормозные камеры, а задних - через ускорительные клапаны и энергоаккумуляторы (тормозные камеры, которые действуют как при рабочей тормозной системе, так и действуют при стояночном тормозе). Токосьём осуществляется через токоприёмники РТ-6И, установленные на крыше троллейбуса, сразу за пускотормозными реостатами. Тяговый электродвигатель ЭД-138А производства харьковского завода "Электротяжмаш" имеет мощность 130 кВт и является машиной постоянного тока со смешанным возбуждением. Крутящий момент на валу ТЭДа через карданный вал передаётся центральный редуктор ведущего моста, а от ЦР через полуоси - на бортовые редуктора, которые вращают ступицы с колёсами. Низковольтная цепь питается от бортового источника пиатния - статического преобразователя ИПТ-820/28 (возможна установка мотор-вентилятора ДК-661 с генератором Г-263А), а также аккумуляторной батареи 9НКЛБ-70. Двери салона имеют пневматический привод фирмы "Festo".

Опытный образец проходил испытания в родном Днепропетровске, и по окончанию их, в самом конце 1993 года, троллейбус ЮМЗ Т2 стали собирать серийно на Южмаше. После снятия с производства в 1996 году троллейбуса ЮМЗ Т1, Т2 стал основной троллейбусной продукцией завода, поэтому именно на нём было сконцентрировано всё внимание. По этой причине он стал постепенно модернизироваться. Полтава закупает троллейбусы ЮМЗ Т2 уже более 15 лет - с самых первых моди фикаций - до последних. Поэтому на полтавских ЮМЗ Т2 можно проследить этаы модернизации и совершенствования троллейбусов семейства Т2. Так, на машинах 1998-1999 года выпуска спереди под лобовыми стёклами были установлены съёмные обтекатели стеклоочистителей для удобного их обслуживания (ранее это делалось их кабины водителя). В Полтаве такие машины имеют следующие парковые номера №№ 76, 78-89,105 и 108. Затем эти обтекатели сделали просто съёмными крышками, которые утопили в обшивку, что сделало более красивым перёд машины (парковые №№ 90-104,106,107). Также для освещения салона вместо лампочек накаливания были поставлены лампы дневного света, и соответственно, поменяли форму и плафоны (в Полтаве начиная с 90-й машины). В конце 2000 года троллейбус прошёл очередную модернизацию. Была изменена передняя часть, которая теперь была без профильной полосы между основными фарами, габаритные и поворотные огни стали размещаться утопленными в бампере под фарами, маршрутное окошко вверху стало больше и прямоугольной формы. Также внизу по бортам кузова вместо светоотражателей (катафот) стали устанавливать нижние габаритные огоньки жёлтого цвета. Была улучшена антикоррозионная устойчивость кузова и обшивки, а также общая изоляция троллейбуса (так например изолированные специальной лентой штанги). Оборудование также немного изменилось: установили новый малошумный компрессор, изменилась и планировка салона. У нас в Полтаве это троллейбусы №№ 109-111. Троллейбусы, которые пришли в наш город в 2005 году также имели новые отличия. Так, полностью изменились задние огни, причём все. Их разместили в заднем бампере, причём в один ряд, но все сохранились (оранжевый поворот, основной красный, белый заднего хода и красный при торможении). Также окраска бамперов стала синей, как и юбки.

К 2009 году троллейбусы ЮМЗ Т2 стали самым массовым подвижным составом на территории Украины после легендарного ЗиУ-9. Выпущено более 550 единиц, которые эксплуатируются в следующих городах: Алчевск, Артёмовск, Белая Церковь, Дзержинск, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Ивано-Франковск, Киев, Кировоград, Керчь, Краматорск, Краснодон, Кременчуг, Кривой Рог, Лисичанск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Николаев, Одесса, Полтава, Ровно, Севастополь, Северодонецк, Симферополь, Славянск, Харцызк, Сумы, Тернополь, Херсон, Хмельницкий, Чернигов. Зарубежом троллейбусы эксплуатируются в Москве, Ашхабаде, Ростове-на-Дону, Кишенёве.

Наиболее крупными потребителями этих машин стали следующие города: Киев - 91 единица, Донецк - 74 единицы, Полтава - 51 единица, Днепропетровск - 41 единица, Чернигов - 27 единиц, Кривой Рог - 23 единицы, Севастополь - 21 единица, Херсон - 18 единиц, Мариуполь - 18 единиц, Одесса - 14 единиц, Керчь - 14 единиц, Запорожье - 10 единиц.

Троллейбусы ЮМЗ Т2 сертифицированы в системе стандартизации "УКРСЕПРО" Госстандартом Украины и имеют "Одобрение транспортного средства" в системе сертификации ГОСТ Р, аккредитованной при ЕЭК ООН. На 7-й Московской международной промышленной выставке, состоявшейся в сентябре 2001 года, троллейбус марки ЮМЗ Т2 был награждён Золотой медалью и Дипломом выставки.

Основные модификации троллейбуса: обыкновенный реостатный ЮМЗ Т2, горный ЮМЗ Т2.09, с транзисторной СУ - ЮМЗ мод.7, с микропроцессорной СУ - ЮМЗ Т2 мод.30.

Несколько слов о модификациях, которые не получили распространения. Так, в 1994 году был создан опытный троллейбус ЮМЗ Т2М, который имел тиристорно-импульсную систему управления тяговым двигателем. Это нововведение позволяло экономить до 30% электроэнергии, но из-за сложности и дороговизны эксплуатации заказов на такой троллейбус не было, поэтому он так и остался в единственном экземпляре (работал в Днепропетровске). Но всё же технический прогресс взял своё – теперь выпускаются троллейбусы ЮМЗ Т2 только с транзисторно-импульсной системой управления. ПО "ЮМЗ" сотрудничает с чешской фирмой "Cegelec", чьё оборудование устанавливает на свои троллейбусы. Первым заказчиком на троллейбусы, оснащённые ТрИСУ, стала Одесса. В 2004 году первые троллейбусы такого типа были поставлены именно туда. Теперь такие троллейбусы есть в Донецке, Днепрпетровске, Кривом Рогу и Полтаве.

Другой глубокой модификацией стал троллейбус ЮМЗ Т2.09, который предназначен для эксплуатации в горной местности. Он специально разрабатывался для горных дорог Крыма, и поэтому имеет независимый электродинамический тормоз другие изменения, связанные с эксплуатацией в горах. Также в троллейбусе проведена сеть динамиков, чтобы пассажиры при длительных поездках могли наслаждаться музыкой. Эта модель троллейбуса работает на междугородной линии Симферополь- Ялта, вместе со Шкодами 9Тр и 14 Тр.

Также важно отметить, что троллейбус ЮМЗ Т2 собран практически полностью из отечественных комплектующих. Исключением стал ведущий мост РАВА 318.18 из Венгрии. Так, тяговые электродвигатели ЭД-138АУ2 выпускаются заводом "Электротяжмаш" (г. Харьков), управляемый мост 275-3000012 делает Мироновский автоагрегатный завод (пос. Мироновка), компрессор ЭКВО-0,3/8-13 выпускает "Турбомеханический завод" (г. Полтава), мотор компрессора собирает завод "Кросна" (г. Москва, Россия), статический преобразователь ИПТ 820-28,5/160 создаёт "Электромаш" (г. Киев) (или БПС 550/28-145 производства "Планар", г. Днепропетровск), приводы управления дверей ПУД 1Д и ПУД 2Д - "Фесто-Украина" (г. Симферополь), контакторы КПП-113, КТК-010 делает завод "Электроаппаратура" (г. Бендеры, Молдова), аккумуляторы 9НКЛБ-70 производятся ОАО "Завод АИТ" (г. Саратов, Россия).

В 2003 году Южмаш выпустил совершенно новый тип троллейбуса – низкопольный троллейбус Е-186 с тиристорно-импульсной системой управления. Несомненно, это большой технический прогресс и будущее именно за этими троллейбусами, и пока ещё они сырые, недоведенные и довольно дорогие, будут закупаться троллейбусы ЮМЗ Т2, которые зарекомендовали себя как надёжная, неприхотливая и дешёвая машина.

Дополнительная статья: Эволюция троллейбусов ЮМЗ Т2 на примере полтавских машин

 

Троллейбусы ЮМЗ Т2 в Полтаве

 

Эти троллейбусы в настоящее время составляют основу троллейбусного парка нашего города. Их численность составляет 51 единица (парковые №№ 45-48,63,66-68,72-82,84-113,115,116) .

Первая партия таких троллейбусов пришла в Полтаву в мае 1994 года. Это троллейбусы с парковыми номерами 45-48. Эти троллейбусы имели схему окраски как у Т1( перегородки между окнами окрашены в чёрный цвет, борта белые, через колёсные арки проходит полоса зелёно-морского цвета и такая же юбка). Именно эти троллейбусы типа ЮМЗ были впервые пущены на Южный вокзал и Леваду (до этого ни один ЮМЗ Т1 там не появлялся!). Следующий троллейбус такого типа пришёл к нам аж в октябре 1997 года с парковым № 63. Со временем постепенно Т2 закупалось всё больше, а Т1 наоборот – всё меньше. Так уже в ноябре того же 1997 года пришла партия Т2 с № 66-68. В сентябре 1998 года поступили троллейбусы № 72 и 73. Крупная партия троллейбусов пришла в декабре 1998 года. Тогда пришло 8 троллейбусов ЮМЗ Т2 №№ 74-81. В феврале 1999 года пришёл № 82, в апреле - № 84, в июне – № 85 и 86, в июле - №87. А в сентябре к юбилею нашего города (825 лет со дня упоминания в летописи и 1100 с года основания города) Президент Украины Л. Кучма подарил 5 троллейбусов ЮМЗ Т2 №№ 88-92 (они долго ездили с надписью «Полтаві від Президента України Л. Кучми»). В декабре было также получено 5 троллейбусов - №№ 93-97. В 2000 году хронология получения была такой: в январе пришёл троллейбус № 98, в феврале - № 99 и 100, в марте - № 101 и 102, в апреле - № 103 и 104, в мае - №№ 105-107, в июне - №108. Последним троллейбусом в 2000 году был №109, который пришёл в сентябре ко дню города.

За период 1998-2000 гг Полтава получила 37 троллейбусов ЮМЗ Т2 (а также приходили ещё и спарки Т1). То есть наш город стал чуть ли не наиболее крупнейшим потребителем троллейбусов ЮМЗ. Старые ЗиУ-682 списывались смело, так как новой техники было достаточно. Но после сентября 2000 троллейбусы не закупались почти 2 года. Причины в этом не только экономические, но и политические. В 2002 году пришло 2 троллейбуса № 110 и 111 в сентябре 2002 года. Следующая партия пришля вообще через 3 года – в сентябре 2005, опять же таки ко дню города. Это были модернизированные троллейбусы ЮМЗ Т2 № 112 и 113. Следующий троллейбус типа ЮМЗ Т2 пришёл в конце 2007 года. В 2008 году новый Т2, причём с транзисторно-импульсной системой управления, пришёл ко дню города. Нехватка новой техники всё больше ощущается и пассажирами города. Так, сокращается количество подвижного состава, ведь ЗиУшки постоянно списываются, а замены им нет.

Немного об окраске троллейбусов этого типа. Начиная с № 63 все троллейбусы ЮМЗ Т2 приходили к нам в город в стандартной окраске: белый кузов, синяя полоса под окнами и такая же юбка. Но приблизительно с 2003 года на троллейбусы начали массово наносить рекламу. Причём на сегодняшний день осталось только 3 троллейбуса типа Т2, которые сохранили заводскую окраску (не считая совсем новых). Это № 111, 112 и 113. Конечно, это дополнительный доход, идущий на ремонт и обслуживание троллейбусов, который очень помогает троллейбусному управлению. Но хотелось бы, чтоб хоть несколько троллейбусов сохранило «родную» окраску. Интересный факт: троллейбус №47 прибыл в Полтаву прямо с Международной промышленной выставки, которая проходила в Будапеште (Венгрия) в 1994 году и первым получил стандартную окраску: синюю юбку с такой же полосой и белый кузов.

К концу 2007-го года наш город получил приятный подарок – пришло очередное пополнение подвижного составав виде одного троллейбуса ЮМЗ Т2. Причём он также имеет свои отличия – новые крепления колёс к переднему мосту (футорки вместо прижимных накладок и клиньев), улучшена система управления и контроля колёсами (введена так называемая система ABS – противозаносная система) и многие другие изменения, касающиеся в основном оборудования и его размещения. Наиболее изменилось гидроусиление руля. Ранее система усиления была идентична системе усиления руля троллейбуса ЗиУ-9. Электродвигатель Г-732 (24 В) через муфту вращал шестеренчатый гидронасос НШ-10. Гидронасос по магистралям нагнетал под давлением рабочую жидкость в гидроусилитель, который с помощью штока при поворотах руля создавал и передавал усилие на рулевые тяги. Вся система гидроусиления размещалась в переднем свесе троллейбуса, под кабиной водителя. Теперь же сам принцип усиления руля немного изменился. Маслостанция находится в заднем свесе (бачок, электродвигатель, гидронасос), а сам гидроусилитель собран вместе с рулевой колонкой. Также электродвигатель питается от 380 В переменного напряжения (это напряжение образует преобразователь). Новый троллейбус получил парковый №115 и уже перевозит полтавчан.

В сентябре 2008 года пришёл очередной Т2, парковый №116, но он отличался от всех предыдущих "двушек". Этот троллейбус оснащён транзисторно-импульсной системой управления Прогресс модель CDC 240P NF чешской фирмы Cegelec. Троллейбус имеет полное название ЮМЗ Т2 мод.7 и является вполне современным отечественным троллейбусом, несмотря на то, что базовой модели Т2 уже 15 лет. Также интересно то, что все изменения Т2 можно проследить на полтавских троллейбусах ЮМЗ Т2 - от самых первых (1994 год) до последних (2008-й).

Но как бы там ни было, все троллейбусы типа ЮМЗ Т2 исправно обслуживают маршруты города. Ни один троллейбус такого типа не был списан. А за последние тпи года к армии Т2 добавились 5 троллейбусов ЮМЗ Т1Р (они же Т2П), которые из сочленённых превратились в одинарные и прошли капитальный ремонт. Это № 32, 34, 36, 50, 56, которые также активно эксплуатируются. Поэтому Т2 ещё долго будут составлять основу подвижного состава троллейбусного парка города Полтавы. И всё-таки хочется верить, что в скором времени полтавчане опять порадуются новеньким троллейбусам ЮМЗ Т2, которые, несмотря на неурядицы и препоны, появятся на улицах нашего города.

 

© Павел Богодистый, 2007-2009

 

Использованы следующие источники:

1. Документация из технического отдела КП ПЭАТ.

2. Рекламные проспекты о троллейбусах ЮМЗ от Литана

3. Сайт Днепропетровский городской электротранспорт

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус, 2007-2008

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

 


 

Hosted by uCoz