Маршруты


При открыти троллейбусного движения в 1962 году был всего один маршрут - маршрут №1, который связывал Киевский и Южный вокзалы. Длина его составляет 13 км. Трасса его неизменна уже более 45 лет. По мере пролаживания контактной сети по городу открывались новые маршруты.

В 1963 году троллейбусная линия продлевается до стеклозавода, открывается маршрут №2 Южный воказал-Стеклозавод. В 1964 году пролаживается новая ветка от площади Зыгина до ул. Гожулянской по ул. Маршала Бирюзова. Запускается маршрут №3 Стеклозавод - м-н Браилки. В 1966 году линию продлевают до завода ГРЛ, конечные пункты маршрутов №2 и 3 смещаются до завода ГРЛ. Открывается маршрут №4 Южный вокзал - з-д ГРЛ.

В 1968-м открывается маршрут №5 Дом Связи - м-н Алмазный. Маршрут №5 постоянно менял свою трассу. Его конечная станция постоянно смещалась по мере продления троллейбусной линии в сторону Автовокзала и ул. Героев Сталинграда.Так, одно время этот маршрут вместе с маршрутом №9 был кольцевым (конец 80-х). Затем стал ездить по трассе Дом связи (центр) - ул. Героев Сталинграда. Это направление было очень тяжёлым, поэтому в 1993-м сразу на этот маршрут начали ставить новейшие спарки ЮМЗ Т1, равно как и маршрут №9, который также отличался большим пассажиропотоком. В 2007 году прекратился выпуск на №5, так как кольцевые автобусы маршрутов А20 и А21 его полностью дублировали. С уходом со сцены пассажирских перевозок СП "УМАК" городская власть сделала ставку на троллейбусы, и 20 октября 2011 года маршрут №5 был опять восстановлен, только как кольцевой по часовой стрелке.

Маршрут №6 открылся в 1971 году и изначально ходил от Южного вокзала до м-на Алмазный, когда на полную мощность заработал Алмазный завод и остро встала проблема доставки людей на работу. Очень много людей приезжало с окрестностей и близлежащих сёл на Южный вокзал. Ехать с пересадками (Тр1, 4, затем в центре на Тр5) на и так загруженнх троллейбусах ставало всё неудобнее, поэтому и родилась идея связать Южный вокзал с м-ном Алмазный. Затем 6-й маршрут был продлён до героев Сталинграда, а потом, когда соединили Сады-1 и Половки, 6-ка стала ходить аж до завода ГРЛ. Поэтому маршрут №6 самый длинный, имеет протяжённость 33,8 км. Работали по 6-ке только ЗиУ: ЗиУ-5 и ЗиУ-9, Киевов на нём не было вообще.

Маршрут №7 запустили с 1971 года. Первоначально он ходил по трассе "Завод ГРЛ - м-н Алмазный" и на нем ездили в основном троллейбусы марки Киев последних модификаций. Маршрут был востребован - он соединял две мощные промплощадки города, а кроме того он помогал и так загруженному 5-му маршруту вывозить людей из центра на строительство новых микрорайонов возле Алмазного завода, да и на сам завод собственно, ну и 4-ке - людей из центра на промплощадку , начинавшуюся с ул.Маршала Бирюзова. После постройки дамбы между Половками и Садами-1 и запуска троллейбуса по ней в 1987-м году его заменил новосозданный 10-й , поскольку "давать круга" аж через центр, при более коротком пути не было смысла. Маршрута не было года три - только с 1990 года был пущен новый 7-й по трассе "Училище Связи – Сады-1". Через год его продлили до пос. Рассошенцы.  По такой трассе он сейчас и ездит.

Маршрут №8. Первоначально его направление было таким - "Киевский вокзал - м-н Алмазный" и открыли его в 1978, к Олимпиаде-80. Его даже какое-то время называли олимпийским. И он тоже оказался востребованным - поскольку опять же, как и 7-й - соединял промплощадку Киевского вокзала (мясокомбинат, вторчермет, холодильник) - непосредственно с м-ном Алмазный, где жило уже достаточно много людей, которые работали там. Кроме того, дал возможность людям с Киевского вокзала быстро и без пересадок добираться до Алмазного завода. После открытия разворотного кольца возле училища связи (1987 год) конечную маршрута увели туда (что в-общем-то было правильно, поскольку троллейбусная линия приблизилась к основным промышленным узлам). А вот с киевского вокзала пустили А21 "Киевский вокзал – м-н Сады-2", который решил проблему подвоза людей еще лучше, чем Тр8 - он ходил по улице Сенной, не заходя в центр и подвозил людей к самой проходной Алмазного завода (в отличие от троллейбуса, от остановки которого до завода надо идти метров 500). Кстати, тогда же собирались тянуть троллейбусную линию по ул. Совнаркомовской (теперь Грушевского) до Алмазного завода от остановки "Мотель". Вбили ряд столбов, которые стоят и поныне - но из-за распада Советского Союза планы по продлению троллейбусной линии до жилмассивов Сады-2 и Сады-3 так и остались на бумаге по известным причинам. В таком виде маршрут №8 существовал до 2000 года, когда его перевели на ул.Сенную.

В 1981 году троллейбусная линия была продлена до посёлка Рассошенцы, что за стеклозаводом. Все маршруты сместились на новый разворот, а разворот на стеклозаводе стал техническим.  Но когда в Рассошенцах разворачивалось 4 маршрута (2,3,7,10) и в пеперыв стояло более 20 машин (это при том что отстаивались в Рассошенцах только 2 и 7), то было решено перенести разворот 3 и 10 снова на стеклозавод.

Маршрут №9 был открыт в 1981 году и имел первоначальное направление "Центр - м-н Половки" (ост. Библиотека).Он решил огромнейшую транспортную проблему стабильной связи с центром города микорайона Половки, который по населению был примерно равен м-ну Алмазный, но находился в достаточно неудобном месте для города с точки зрения транспортного сообщения (но зато рядом со своей основной промбазой - Супруновским нефтегазовым комплексом и промплощадкой в районе ул. Заводской). С одной стороны м-н Половки  от рядом лежавшего м-на Алмазный отделял глубоченный овраг, а с другой – от троллейбусного сообщения по ул.М.Бирюзова - железнодорожные пути киевского направления с очень интенсивным  потоком. Добраться на м-н Половки можно было по узкой и петляющей по холмам улице Половки , по которой ходил памятный всем жителям Половок маршрут А36 "Центр – ДСК", на котором были автобусы ЛиАЗ-677 раз в 30-40 минут. Давка было еще та, выехать или приехать на Половки было труднейшей проблемой. Не решило проблему и продление маршрута А7 "Нефтебаза - ул. Луговая" до кафе "Вечерние Зори", находившемуся в этом микрорайоне. Улица Половки просто не смогла вынести дальнейшего увеличения количества автотранспорта по ней - в 79-82 году нередко там бывали даже пробки! Надо сказать, что по этой улице еще ехал очень большой поток грузового автотранспорта.

Проблему решила постройка в 1980-81 годах путепровода через ж-д пути и постройка развязки дорог от улицы М.Бирюзова , через мост - до ул.Половки. В 1981 был пущен троллейбус - 9-й маршрут шел из центра по ул.Маршала Бирюзова, поворачивал на новый мост и шел по пограничной улице м-на Половки (небывшей тогда еще Великотырновской) до кольца на остановке "Библиотека"(оно есть и посейчас - но на сегодняшний день служит для технологического разворота машин или отстоя неисправной техники). Кроме того существовали планы строительства троллинии вокруг м-на Половки и это кольцо должно было быть общим для 9-го маршрута и нового, что приходил бы с ул. Курчатова. Но эти планы остались нереализованными и 9-ка в таком виде мирно просуществовала до строительства дамбы между частью м-на Алмазный - "Сады-1" и Половками. Потом около полутора-двух лет "девятка" ходила по маршруту "Центр – Сады-1", причем точно то же название маршрута получила и "пятерка", и они ходили разными путями и у них были разные разворотные кольца - у пятого - на месте нынешнего большого, а у девятого - сразу после выезда с дамбы на Сады-1, асфальт там до сих пор есть, а вот провода сняты. После постройки общего кольца - оба маршрута стали кольцевыми (5-й – по часовой стрелке, 9-й – против часовой стрелки). Затем опять стали ходить по маршруту «Дом связи – Героев Сталингарада», но разными трассами: «пятёрка» ходила по ул. Калинина и Фрунзе, а «девятка» - по ул. Великотырновской, Маршала Бирюзова и Октябрьской. Оба маршрута были чрезвычайно востребованы, так как подвозили к центру людей из таких крупнейших микрорайонов как Алмазный, Половки, Браилки. Пассажиропоток на них был огромным, троллейбусы редко ходили пустыми. Но одинарные ЗиУ-9 даже при выпуске 10-12 машин не могли справляться со всё возрастающим пассажиропотоком. Спасением стало появление в 1993 году новейших сочленённых троллейбусов ЮМЗ Т1, которые оказались очень востребованы. Все поступавшие спарки распределялись только между этими двумя маршрутами (троллейбусы №№25,32,34,35,38,44,50 ходили по «пятёрке», а троллейбусы №№26,33,36,37,41,49,51,52 – по «девятке») И всё бы хорошо, но со второй половины 1990-х троллейбусы постепенно начали вытесняться б/у автобусами, а с 2000 года стали массово ходить автобусы Вольво и Скания по кольцу в обе стороны.  Хотя они и были против троллейбусов более комфортными, но имели огромные недостатки такие как выше цена проезда, в летнюю пору автобусы были очень жаркими, конструкция автобусов была рассчитана на междугородние перевозки, а не городские и т.п. А спарки ЮМЗ Т1 были остановлены в связи с огромным потреблением энергии, которая внезапно поднялась в 3 раза. И тем не менее пассажиры перестали садиться в троллейбусы.  А после открытия троллейбусного движения по ул. Сенной и реорганизации маршрутной системы маршруты 5 и 9 получили новые трассы. И если 9-й ещё более-менее востребован, то 5-й полностью дублировался, поэтому троллейбусы ходили только для пенсионеров, а потом вообще прекратился выпуск троллейбусов на этот маршрут.

Маршрут 10. Он существовал примерно с 1975 года (именно так, без 9-го!) и был чисто сезонным - он ходил с июня по август по направлению "Центр - Ю.Вокзал" специально для подвоза людей на отдых к пляжам р. Ворскла.  А стандартные 1-й и 4-й маршрут просто не выдерживали такого адского пассажиропотока. Официально №10 был открыт в 1983 году по трассе "Стеклозавод - В. Тырново". После полноценного соединения м-на Половки и м-на Сады-1 стало понятно, что маршрут  №7 в том виде что он был - изжил себя, при наличии более короткого и удобного пути. А кроме того, при наличии новой линии, новым маршрутом можно было захватить и кусочек пассажиропотока промузла возле с.Россошенцы. Вот так и возникла полноценная "десятка" - "Завод ГРЛ - Стеклозавод (через Алмазный)".В скобочках - потому что подобное направление "ГРЛ-Стеклозавод " имел и Тр3, но он шел через центр города. Первое время "десятка" ходила целый день, но оказалось, что новый маршрут имеет четкую пиковую наполняемость - и нужен он только на часы пик. Особенно это четко проявилось при появлении новой "семерки ", которая покрывала часть трассы 10-го, но вот пассажиропоток на ней оказался не в пример больше за счет того, что она была намного длиннее. Кратковременная отмена 10-го маршрута вызвала большой шум, в мэрию писали жители микрорайона возле завода ГРЛ, и маршрут возобновили опять - сделав его только пиковым. После распада СССР и остановки большинства предприятий маршрут перестал быть востребованным и с 01.01.2010 окончательно закрыт.

В конце 1994 года, уже при независимости Украины, троллейбусная ветвь была продлена на жилмассив Левада. Троллейбусное движение по новой линии открывали новейшие троллейбусы ЮМЗ Т2 №45-48 один троллейбус ЮМЗ Т1 №49, который был только что получен. Так был создан новый маршрут №12 Дом связи - м-н Левада. Для того, чтоб не было разрывов в нумерации маршрутов придумали маршрут №11 Дом связи - Южный вокзал. Также к этому времени относится и создание такого маршрута как 6а, который стал ходить по трассе Южный вокзал - ул. Героев Сталинграда, для усиления маршрута №6. Маршрут №3а ходил по трассе Дом связи - Стеклозавод. И совсем уже забытый маршрут №8а, век которого был недолог, ходил по трассе Дом связи - Институт связи.

Как видим, центр города был очень перегружен. Через него проходили такие маршруты как 1,3,3а,4,5,8,8а,9,11 и 12. Это продолжалось до 2000 года, когда были соединены ул. Фрунзе и ул. Октябрьская через ул. Сенную. После окрытия новой троллейбусной ветки многие маршруты притерпели изменения своих трасс. Так маршруты №№3 и 8 стали теперь ездить по ул. Сенной. Маршрут №3а стал ездить до Института связи через центр, маршрут №5 - м-н Сады-1 - ул. Героев Сталинграда, тоже через центр. Маршрут №8а отменили (его заменил 3а). Маршрут №9 стал курсировать между Южным Вокзалом и м-ном Сады-1. Маршрут №11 - Южный вокзал - ул. Героев Сталинграда, причём по интересной трассе - через центр, но по ул. Сенной.

В декабре 2005 года маршрутная система была вновь реорганизована. Маршруты 3а и 6а получили номера 14 и 13 соответственно, а также был открыт (во второй раз) кольцевой маршрут №15, который курсирует по внешнему кольцу против часовой стрелки. Что интересно, одно время каждому маршруту соответствовал свой цвет на трафарете: 1 - белый, 2 - оранжевый, 3 - фиолетовый, 4 - жёлтый, 5 - зелёный травяной, 6 - тёмно-зелёный, 7 - коричневый, 8 - серый, 9 - розовый, 10 - тёмно-коричневый, 11 - белый, 12 -голубой, 13 - тёмно-зелёный, 14 - фиолетовый и 15 - белый. Со временем от такой системы отказались, так как было плохо видно номер маршрута на трафарете.

С началом кризиса в конце 2008 года началась оптимизация троллейбусных маршрутов. Были закрыты маршруты №№5,10,11,14, выпуск на которые составлял 1-2 троллейбуса. Высвободившиеся троллейбусы усилили более напряжённые и прибыльные маршруты - №4, №2, №6, №12.

20 октября были презентованы 10 троллейбусов Богдан-Т70110, которые начали обслуживать кольцевые троллейбусные маршруты №5 и №15. Маршрут №5 был восстановлен, но уже в качестве кольцевого.


Характеристика троллейбусных маршрутов на 01.11.2011

№ п/п
№ и название маршрута,
Трасса маршрута
дата открытия/ неизменен с
выпуск в будний день 1-я/2-я смена
длина, км
время оборотного рейса
Подвижной состав
1
№1 Киевский в-л - Южный в-л ч/з Центр, ул. Октябрьская, Ленина
1962/1962
4/4
13
1 час
ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2
2
№2 с. Россошенцы - Южный в-л по ул. Фрунзе, Ленина
1963/1981
7/6
22,8
1 час 20 мин
ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2
3
№3 завод ГРЛ - Стеклозавод по ул. М.Бирюзова, Сенной, Фрунзе
1964/2000
3/3
20,00
1 час 20 мин
ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2, Богдан-Т70110
4
№4 Южный вокзал - завод ГРЛ по ул. М.Бирюзова, Октябрьской, Ленина
1965/1966
7/6
20,3
1 час 20 мин
ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2
5
№5 Кольцевой по ул. Великотырновской, М.Бирюзова, Октябрьской, Фрунзе, Калинина
1968/2011
5/5
13,6
55 мин
Богдан-Т70110, ЮМЗ-Е186, ЮМЗ-Т2
6
№6 Завод ГРЛ - Южный в-л по ул. Великотырновской, Калинина, Фрунзе, Ленина
1971/1991
7/6
33,8
1 час 58 мин
ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2
7
№7 с. Россошенцы - Институт связи по ул. Фрунзе, Калинина, Великотырновской, М.Бирюзова, Зеньковской
1971/1990
7/7
28,9
1 час 40 мин
ЮМЗ-Т2
8
№8 ул. Героев Сталинграда - Институт связи по ул. Калинина, Фрунзе, Сенной, Октябрьской, Зеньковской
1978/2000
4/4
18,3
1 час 20 мин
ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2
9
№9 м-н Сады-1 - Южный в-л по ул. Великотырновской, М.Бирюзова, Октябрьской, Ленина
1981/2001
2/2
23,0
1 час 30 мин
ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2
10
№12 Институт связи - м-н Левада по ул. Зеньковской, Октябрьской, Ленина, пр-ту. Мира, Чураивны
1994/2000
7/7
19,4
1 час 20 мин
ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2
11
№13 ул. Героев Сталинграда - м-н Левада по ул. Калинина, Фрунзе, Ленина, пр-ту. Мира, Чураивны
1994/2000
2/0
23,3
1 час 42 мин
ЮМЗ-Т2
12
№15 Кольцевой по ул. Калинина, Фрунзе, Октябрьской, М.Бирюзова, Великотырновской
1985/2005
5/5
14,1
55 мин

ЮМЗ-Т2, ЮМЗ-Е186, Богдан-Т70110

Самая новая схема маршрутов была разработана состоянием на 01.11.2011 года.

Статья о перспективах развития троллейбусных линий на ближайшие 100 лет

 

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

 

 

Hosted by uCoz