Подвижной состав

Троллейбус Богдан-Т70110

1

Сделав не совсем удачный трёхосный 15-метровый троллейбус Е231, корпорация "Богдан" решила разработать полностью новую концепцию троллейбуса, на базе которой можно было бы создавать троллейбусы различного класса. Первой ласточкой стал 10-метровый троллейбус среднего класса Т50110. На нём были отработаны все системы и агрегаты, которые в дальнейшем планировалось устанавливать на другие модификации Богданов серии "Т".

На протяжении 2008-2010 годов были созданы следующие модели троллейбусов: 10,5 метровый Богдан-Т601 в двух модификациях (Т60111 с чешской ТрИСУ "Cegelec" и Т60112 с белорусской ТИСУ "ЭТОН"), трёхосный 15-метровый Богдан-Т80110, стандартный 12-метровый Богдан-Т701 в двух модификациях (Т70110 с чешской ТрИСУ Cegelec TV Progress и Т70115 с асинхронным тяговым двигателем и ТрИСУ Cegelec TV Europulse) и сочленённый трёхосный Богдан-Т90110. На сегодняшний день именно троллейбусы корпорации "Богдан" являются наиболее конкурентноспособными в нашей стране и по праву считаются одними из лучших в странах СНГ. Наиболее востребованным является стандартный 12-метровый двухосный Богдан-Т701, о котором и пойдёт ниже речь.

Корпорация "Богдан" долго не выпускала полноценную 12-метровую модель троллейбуса серии "Т", поэтому городам пришлось довольствоваться более коротким Т601, который всё же является несколько неполноценным для крупных городов. Именно поэтому основными потребителями Т601 стали средние города, такие как Лугагск, Хмельницкий, Кременчуг. Для завоевания всего рынка троллейбусов (не только в нашей стране, а и зарубежом) нехватало именно 12-метровой модели со стандартной формулой дверей 2-2-2 (2 створки в одном проёме).

Поэтому в начале 2010 года был построен первый прототип троллейбуса Т70115, который был укомплектован самым совершенным оборудованием: ТриСУ "Cegelec" TV Europulse CAC 250 NF с IGBT-транзисторами, асинхронным ТЭД ТАМ 1050 С6 мощностью 175 кВт (Чехия), мостами VOITH (Германия), компрессорной установкой Compair Hydrovane (Германия), гидростанцией Bosch Rexroth (Чехия). Даже штангоуловители установили так называемой "европейской" конструкции (без привычных нам "барабанов"). Троллейбус презентовался во многих городах Украины и Европы, в том числе в Луцке, Симферополе (принимал участие в испытаниях на горной трассе при выборе "Крымтроллейбуса" нового подвижного состава для работы на междугородней трассе), Донецке, Вильнюсе, Каунасе, Риге, Таллине. К слову, этот троллейбус со временем был поставлен в Крым, где попал в Алуштинский троллейбусный парк. Также была создана и более упрощённая версия - троллейбус Т70110, который оснастили ТрИСУ "Cegelec" TV Progress типа CDC-050P, кировоградским моноблочным гидроусилителем ШВГУ-720, чешским компрессором и харьковским ТЭД ЭД-139. Переднюю ось и ведущий портальный мост поставили фирмы ZF (также производства Германии).

Первым покупателем на Украине троллейбусов Богдан-Т701 (при чём одновременно двух модификаций) стало КРПП "Крымтроллейбус". В июне 2010 года это предприятие объявило тендер на закупку современных низкопольных троллейбусов для горной трассы и городских перевозок. Победителем стал ТД "Богдан" (официальный диллер корпорации "Богдан"), который поставил в Симферополь 31 троллейбус Т70110 и 30 троллейбусов Т70115. Отныне на нашей уникальной горной трассе можно проехаться на этих современных, комфортных и надёжных троллейбусах, которые со временем полностью заменят ветеранов 9Тр и 14Тр. К слову сказать, в начале 2011 года был проведён ещё один тендер, по которому поступят в Крым ещё 56 троллейбусов Богдан-Т701.

Рассмотрим основные конструкционние особенности базовой модели Т70110 в сравнении с высокопольными троллейбусами ЗиУ-682 и ЮМЗ-Т2. Прежде всего - низкопольный кузов с большой площадью остекления, большими сдвижными форточками и просторным, рационально продуманным салоном; компактный тяговый привод на IGBT-транзисторах, который экономит электрическую энергию до 30%; наличие специального откидного пандуса-трапа и специально оборудованного места для инвалидной коляски делает троллейбус удобным для людей с ограниченными физическими возможностями; наличие системы принудительного опускания токоприёмников, электронные маршрутные указатели (размещены со всех сторон) и конечно же современный и красивый дизайн. Кроме того, троллейбус имеет переднюю управляемую ось ZF с независимой подвеской и дисковыми тормозами, что тоже по себе большое новшество для полтавских эксплуатационников (на низкопольном ЮМЗ-Е186 передняя подвеска зависимая и имеет привычные барабанные тормоза) и задний мост портального типа тоже фирмы ZF. Троллейбус имеет пневматическую подвеску, которая регулируется электронно-пневматическими регуляторами уровня пола, которые в свою очередь программируются на заданную высоту специальной компьютерной программой. Пневматическую систему накачивает чешский компрессор "Alup", который приводится в действие асинхронным элекрическим двигателем переменного тока. Отдельным двигателем приводится в действие гидронасос, который создаёт давление в системе рулевого усиления. К слову, практически всё электрическое и пневматическое оборудование (в том числе и ресиверы) находится в отсеках, которые размещены между крышей и боковыми бортами троллейбуса. На крыше размещены (в порядке от передней части троллейбуса): контейнер тягового привода с обдувом, коммутационный ящик (в нём размещены вводной автомат, контакторы и предохранители), статический преобразователь, в котором одновременно совмещены два: 600/24 и 600/380, постамент с токоприёмниками и устройством принудительного опускания штанг, которое имеет пневматический привод, блок подавления помех (радиореакторы) и ящик с пластинчатыми реостатами.

В январе 2010 года один из кузовов троллейбуса Т70115 был передан в город Острава (Чехия) для комплектации его тамошними агрегатами и узлами. В марте этот троллейбус (получивший индекс Т70115АС) впервые самостоятельно поехал по территории местного депо, а в мае начал регулярные пассажирские перевозки по маршрутам города Острава. Чехи остадись очень довольными новым троллейбусом (хотя в Чехии есть всемирно известный троллейбусный завод Skoda). Есть планы совместного производства этих троллейбусов на территории Чехии.

В 2011 году, после удачного освоения и работы этих троллейбусов на горной трассе и в самих городах Крыма, последовал целый ряд заказов на троллейбусы Т701 от Киева, Полтавы и Севастополя. Т701 на данный момент считается самым перпективным и передовым 12-метровым низкопольным троллейбусом украинского производства, хотя троллейбусов такого класса отечественные производители предлагают довольно таки внушительное количество: ЛАЗ-Е183, ЮМЗ-Е186, ЮМЗ-5265 "Мегаполис", БКМ-Эталон-321. Его основные качества: наиболее оптимальное отношение цена/качество, надёжность и современный дизайн.

Троллейбусы Богдан-Т70110 в Полтаве

Инициатором покупки крупной партии современных низкопольных троллейбусов стал мэр нашего города А.Ф. Мамай, который был избран полтавчанами в октябре 2010 года. В его планах будущей работы на этой ответственной должности в том числе было и улучшение финансового состояния и поднятие престижа КП "Полтаваэлектроавтотранс", как главного предприятия, специализирующегося на пассажирских перевозках в нашем городе, в том числе и льготных. Было заявлено, что будет куплена партия из 15 троллейбусов, которые будут запущены на самый престижный "кольцевой" маршрут. Таким образом эти современные низкопольные троллейбусы улучшили бы экологическую ситуацию в центральной части города, привлекли пассажиров в том числе и платежеспособных, возродили бы статус троллейбуса как главного вида траснпорта нашего города, стали бы одной из "визитных карточек" Полтавы, да и просто украсили наш прекрасный город.

В мае 2011 года был объявлен тендер на закупку партии из 15 троллейбусов 12-метровой длины. Присылали информацию о своих троллейбусах подобного класса практически все производители троллейбусов в нашей стране, однако учавствовали два основных конкурента: Богдан Т70110 и ЛАЗ-Е183D1. Победителем стал ТД "Богдан", который за троллейбусы Т70110 предложил нименьшую цену: 1 890 000 грн за единицу. Однако весь контракт оценивался почти в 30 млн. гривен. Такую сумму городская казна осилить никак не могла, поэтому было предложено на часть суммы брать кредит нашему предприятию на покупку этих троллейбусов. Такой вариант в принципе был возможен, если бы нестабильное и мизерное государственное финансирование. Ситуация складывалась очень непростая, но был принят компромиссный вариант: уменьшить количество троллейбусов до 10 единиц и профинансировать этот проект из городского и государственного бюджетов.

17 августа 2011 года делегация от нашего предприятия побывала в Луцке на Автосборочном заводе №1 (бывший ЛуАЗ), который входит в корпорацию "Богдан", и ознакомилась с производством троллейбусов марки "Богдан". В делегацию входили 2 человека: главный инженер КП ПЭАТ Древаль Н.Б. и начальник технического отдела Богодистый П.А., тобишь ваш покорный слуга. Был воочию увиден первый полтавский жёлтенький "Богдан" в цехе окончательной сборки завода. Также был согласован график поставок троллейбусов и остальные организационные вопросы (например взятие технической документации для первичного изучения нового троллейбуса).

31 августа в Полтаву пришёл первый Т70110, который получил инвентарный №117 (зав №100036). Троллейбусники, не видевшие новой техники несколько лет, очень обрадовались новому приобретению - ведь если покупаются новые троллейбусы - значит наше предприятие будет жить, а работники - иметь работу и получать заработную плату.

1 сентября из Львова прибыла делегация инженеров для ознакомления нашего персонала с новой техникой. В делегацию вошли два человека: Дзядик Андрей Миронович - специалист по электрической части троллейбуса (кроме ТрИСУ) и Олег Владимирович Зубрицкий - специалист по механике и пневматике. Также в практическом освоении вождения троллейбуса помогал водитель-инструктор из Луцка Николай Васильевич, который и привёл в Полтаву первый "Богдан". Именно он первым отстажировал первый экипаж на новую технику. В течение трёх дней велось ознакомление с новой техникой водителей и слесарей, электриков и инженеров предприятия. В этот же день Т70110 впервые выехал на улицы Полтавы и... произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Полтавчане, увидев необыкновенный жёлтый троллейбус, улыбались и махали руками - они ведь прекрасно понимали, что в скором времени будут ездить на этих красивых и комфортных городских лайнерах.

Презентацию всех 10 троллейбусов планировалось провести 23 сентября, на День города. Однако второй экземпляр Т70110 Полтава получила только 19 сентября. К этому времени стало ясно, что презентовать троллейбусы придётся позже. Правда в последующий период новые троллейбусы приходили в среднем раз в 2-3 дня, и последний "Богдан" был получен 18 октября. Таким образом, поставка 10 троллейбусов растянулась на полтора месяца. Троллейбусы продолжили существующую нумерацию и получили парковые от 117 до 126, серийные номера идут по порядку от 100036 до 100045.

20 октября 2011 года состоялась презентация всех 10 новых "Богданов" возле здания городского совета Полтавы. Мероприятие было организовано на высшем уровне, ведь на нём присутствовали первые руководители города и области, в том числе мэр Полтавы Александр Мамай и губернатор Полтавской области Александр Удовиченко. Высшие руководители сначала сказали речи, а затем вручили ключи (именно ключи, т.к. электрические цепи новых троллейбусов замыкались именно ключами зажигания) водителям новых троллейбусов, лучшим из лучших своей профессии. Заключительную речь говорил один из самых лучших водителей - Владимир Стецун, который поблагодарил городскую и областную власть от всех водителей и предприятия вцелом. Именно перед его троллейбусом №119 была перерезана красная лента высшими руководителями, символизирующая запуск новых троллейбусов на линию. Затем представители власти, журналисты, троллейбусники и просто полтавчане сели в этот троллейбус и впервые проехались в качестве пассажиров вокруг Корпусного парка. Тем временем остальные троллейбусы поехали на свои кольцевые маршруты №5 и №15.

Этот день важен не только презентацией новой техники, а и открытием фактически нового троллейбусного маршрута №5, троллейбусы которого теперь курсируют по внутреннему кольцу (по часовой стрелке). Таким образом, троллейбус вернулся на центральные маршруты и в некоторой степени вернул свой утраченный статус основного транспорта нашего города. Теперь с интервалом в 10-12 минут в обе стороны кольцевого маршрута курсируют 10 новеньких троллейбусов которые сразу же стали популярными у населения и реальными конкурентами частных автобусов, ведь разница в цене на проезд составляет 75 копеек, а качество ничуть не хуже чем у лучших зарубежных автобусов. Рейтинг троллейбуса как вида транспорта в Полтаве сразу же повысился, соответсвтенно и престиж предприятия тоже. Теперь от Дома связи стало возможным уехать троллейбусом в сторону микрорайона Алмазный. Теперь на 10 троллейбусов (тем более каких троллейбусов!) стало лучшим обслуживание улиц Калинина и Октябрьской, Фрунзе и Великотырновской.

Выбор именно кольцевых маршрутов для новой техники отнюдь не случаен. Кольцевой маршрут охватывает наибольшее количество микрорайонов Полтавы, проходит по важнейшим городским магистралям и, соответственно, есть наиболее популярным маршрутом в Полтаве. Также после ухода со сцены перевозок частного предприятия "УМАК", автобусы которого и обслуживали кольцевые маршруты, на кольцевых маршрутах начались перебои с транспортом большой вместимости, тогда как появилось несметное количество малых автобусов и микроавтобусов для компенсации нехватки подвижного состава. Поэтому городской властью была озвучена цель оставить на кольцевых маршрутах только автобусы и троллейбусы большой вместимости для большего порядка и меньшей загружености дорог. Кроме того, троллейбусы будут курсировать в любую погоду с 6 утра до 9 вечера, тогда как частник может заехать когда захочет, а может вообще не выезжать. Звучавшее неоднократно распорошение троллейбусов по всем маршрутам выглядит просто нерационально и глупо, ведь кроме всего прочего на троллейбусы полагаются большые надежды по улучшению финансового состояния КП ПЭАТ. Наверное, впервые в Полтаве по маршруту автобуса был запущен троллейбус, что очень греет душу настоящего троллейбусника и поклонника этого экологически чистого транспорта.

Для пассажира новый троллейбус очень комфортный: удобный салон, огромные окна, люминесцентное освещение, больше чем в ЮМЗ-Т2 сидячих мест, накопительная площадка для инвалида-колясочника или детской коляски и откидной трап-пандус, который установлен именно для них. Зимой в троллейбусе тепло, так как салон отапливают 4 электрокалорифера, а летом - свежо, так как в окнах имеются большие сдвижные форточки и люк в потолке. Для водителя тоже хорош, так как имеет продуманную кабину с прекрасной панелью управления. Сам троллейбус очень динамичен и лёгок в управлении, по словам водителей, работать на Т70110 одно удовольствие. Для слесарей новый троллейбус - пока тёмный лес, однако процесс освоения уже пошёл, ведь троллейбусы проходят ежедневное обслуживание (ЕО) и дневное обслуживание (ДО), а слесаря-электрики уже сами устраняют небольшие поломки по электрической части. Как и с любой новой техникой, с Т70110 проблемы конечно есть, но, ведь как известно, проблем нет только тогда, когда нет самих троллейбусов. Завод-изготовитель дал гаранию на своё детище 24 месяца, поэтому на протяжении следующих двух лет все серьёзные поломки будут ремонтировать заводские специалисты.

Поступление новых троллейбусов и запуск их на такие важные маршруты говорит только об одном - о новом этапе в истории Полтавского троллейбуса, ведь за два месяца Полтава получила больше троллейбусов, чем за последние 10 лет. А это очень серьёзный факт в пользу начала возрождения троллейбуса в нашем городе.

© Павел Богодистый, 2011

Троллейбус Богдан-Т70110 впервые в Полтаве. часть 1

Троллейбус Богдан-Т70110 прервые в Полтаве. часть 2

Фотогалерея троллейбусов Богдан-Т70110

 

Использованы следующие материалы

1. Техдокументация КП "ПЭАТ"

2. Рекламные проспекты от корпорации "Богдан"

3. Интернет-сайт СТТС

4. Информация с Киевского трамвайного форума

 

 

© авторская группа проекта Полтавский троллейбус

Все материалы на данной странице являются собственностью авторов, любое их использование возможно только после согласования с авторами

 

Hosted by uCoz